Чтобы оповестить людей об опасности в случае пожара на объектах устанавливаются специальные системы. Автоматические установки пожарной сигнализации АУПС решают задачи обнаружения возгорания и оперативного оповещения о нем. Квалифицированное техническое обслуживание АУПС помогает обеспечивать ее бесперебойную работу. Необходимость регулярного осмотра и тестирования обусловлена важностью функций установки, которые предназначены для спасения наибольшего количества жизней людей.
С извещателей (датчиков) на управляющее устройство поступает сигнал о возгорании или задымлении, запускающий оповещение и пожаротушение. Информирование предусмотрено с помощью световых табло, которые указывают безопасные выходы и пути эвакуации, а также звуковое — сирены или речевое сообщение. Основная задача — регламентировать действия людей, чтобы избежать паники. Речевые сообщения более эффективны, т. к. позволяют оперативно доносить актуальную информацию и гибко регулировать людские потоки в зависимости от ситуации. Кроме того в сильно задымленном пространстве рекомендуется наряду со световыми табличками использовать фотолюминесцентные.
Обслуживание пожарной сигнализации — нормативные документы
За поддержание в работоспособном состоянии пожарной сигнализации несет ответственность руководитель предприятия. В связи с тем, что от правильной работы установки зависят жизни людей, государство регламентирует обслуживание пожарной сигнализации на законодательном уровне с помощью документа:
ГОСТ Р 59638-2021 Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность.
Согласно нормативам при проведении обслуживания должны быть заполнены:
- Журнал эксплуатации.
- Регламент технического обслуживания.
- Акт комплексных испытаний.
Порядок обслуживания систем пожарной сигнализации
Согласно установленному ГОСТу основные работы по профилактике и тестированию делятся на визуальный осмотр и контроль функционирования. А согласно типовому регламенту обслуживание каждого конкретного устройства пожарной сигнализации должно проводиться в следующие сроки:
- ежемесячно;
- ежеквартально;
- раз в полгода;
- ежегодно (но не более, чем раз в пятнадцать месяцев).
Виды обслуживания пожарной сигнализации можно разделить на:
- гарантийное — проводится в течение времени, указанного в договоре с монтажной организацией сразу после установки системы;
- плановое — проводится согласно утвержденному регламенту и закрепленному в договоре обслуживания;
- внеплановое — оперативно проводится в связи со сбоем в работе системы в установленные сроки.
При неполадках системы ответственное лицо должно уведомить организацию, отвечающую за обслуживание в течение восьми часов.
Вам будет интересно
Монтаж и обслуживание пожарной сигнализации от Аквилон-СБ
Компания имеет лицензию МЧС для проведения работ по проектированию, монтажу, наладке и обслуживанию систем пожарной сигнализации. Специалисты компании имеют достаточный опыт и могут обеспечить проведение работ по обслуживанию систем любой конфигурации.
Ответы на часто встречающиеся вопросы:
Кто может обслуживать пожарную сигнализацию?
Обслуживание, как и установка систем пожарной сигнализации должна проводиться организациями, аккредитованными в МЧС, в также имеющими лицензию на осуществление данного вида деятельности.
Какая периодичность должна быть у обслуживания пожарной сигнализации?
Согласно принятым на законодательном уровне нормам обслуживания систем пожарной сигнализации, сторонние экспертные организации должны проводить обслуживание не реже, чем 1 раз в квартал, а внутренние службы объекта — не реже 1 раза в месяц.
С чем связаны проблемы в работе автоматической пожарной сигнализации?
В основном проблемы в работе автоматической пожарной сигнализации связаны с рядом факторов:
- заводской брак;
- ошибки ПО;
- отключение электроэнергии;
- неграмотный проект;
- ошибки при монтаже;
- отсутствие обслуживания и профилактики.